Программы обработки изображений, вроде Deep Dream, полагаются на нейросети и алгоритмы искусственного интеллекта для нахождения и распознавания паттернов и деталей в картинах, что часто приводит к жутковато переработанным результатам. Но алгоритмы можно изменить, и тогда нейросети начнут искать совпадения между различными изображениями, выискивая смысл и образы даже там, где их нет, по сути начиная страдать парейдолией в особо тяжелой форме.
Нейросети состоят из 10–30 связанных слоев, которые работают последовательно: получив картинку, они анализируют её и „сообщают“ результаты анализа следующему слою. Например, первые слои могут искать на изображении края и углы, средние — интерпретировать наборы особенностей в отдельные объекты (например, двери или листья). Наконец, финальные слои объединяют все эти интерпретации воедино и делают выводы о том, что изображено на картинке — например, здание или дерево.
Чтобы получать «картины», исследователи заставляют работать нейронные сети задом наперед: они показывают сети случайный шум и просят «улучшить» его таким образом, чтобы на выходе получилась определенная интерпретация. Цель этого процесса — понять, правильно ли нейросеть интерпретирует те или иные объекты. Дело в том, что нейронные сети обучаются на большом количестве примеров. Можно показать им тысячу фотографий вилок, чтобы они определили нужные характеристики (ручка, четыре зубчика) и научились игнорировать лишние (цвет, форма, положение). Если «попросить» нейросеть нарисовать вилку, можно увидеть, насколько хорошо она усвоила «урок».
На следующем видео такая нейросеть смотрит урок быстрого рисования маслом от Боба Росса, американского живописца, который в 1980-х годах вел на телевидении собственное шоу о технике быстрого рисования. Благодаря своему убаюкивающему голосу и тону Росс был известен тем, что его передачи не только учили тому, как рисовать, но и служили своего рода антидепрессантом. Нейросеть не только превратила сами пейзажи в непередаваемую смесь разнообразных существ, но и переделала голос Росса на основе ассоциативных рядов, в результате получив ролик, который словно вышел из сна сюрреалиста.