Варп-двигатель Алькубьерре

Все, что называют «варп-двигателем», отсылает нас скорее к «Звездному пути», чем к NASA. Идея варп-двигателя Алькубьерре в том, что он может быть возможным решением (или хотя бы началом его поиска) задачи преодоления ограничений вселенной, которые она накладывает на путешествия быстрее скорости света.

Основы этой идеи довольно просты, и NASA использует пример беговой дорожки для ее объяснения. Хотя человек может двигаться с конечной скоростью на беговой дорожке, совместная скорость человека и дорожки означает, что конец будет ближе, чем мог быть в случае движения по обычной дорожке. Беговая дорожка — это как раз варп-двигатель, движущийся по пространству-времени в своего рода пузыре расширения. Перед варп-двигателем пространство-время сжимается. Позади него расширяется. В теории это позволяет двигателю перемещать пассажиров быстрее скорости света. Один из ключевых принципов, связанный с расширением пространства-времени, как полагают, позволил Вселенной быстро расшириться мгновения спустя после Большого Взрыва. В теории идея должна быть вполне осуществимой.

Более сложным будет создание самого варп-двигателя, которое потребует массивного мешка негативной энергии вокруг аппарата. Непонятно, возможно ли это в принципе. Никто не знает. Кроме того, манипуляции с пространством-временем наводят на еще более хитрые вопросы о путешествиях во времени, подпитке аппарата негативной энергией и о том, как его включать и выключать.

Основную идею предложил физик Мигель Алькубьерре, который также объяснил возможности варп-двигателя как движение по волнам пространства-времени вместо того, чтобы выбирать самый длинный путь. Технически идея не нарушает законы путешествий быстрее скорости света, и в пользу возможного воплощения говорит даже ее математическое обоснование.

Межзвездный Интернет

Ужасно, когда на Земле нет Интернета и вы не можете подгрузить Google Maps на своем смартфоне. Во время межзвездных перелетов без него будет еще хуже. Выйти в космос — это только первый шаг, ученые уже сейчас начинают задумываться, что делать, когда нашим пилотируемым и беспилотным зондам потребуется передавать сообщения обратно на Землю.

В 2008 году NASA провело первые успешные испытания межзвездной версии Интернета. Проект был запущен еще в 1998 году в рамках партнерства между Лабораторией реактивного движения NASA (JPL) и Google. Спустя десять лет у партнеров появилась система Disruption-Tolerant Networking (DTN), которая позволяет отправлять изображения на космический аппарат за 30 миллионов километров.

Технология должна быть в состоянии справляться с большими задержками и перебоями в передачах, поэтому может продолжать передачу, даже если сигнал прерывается на 20 минут. Он может проходить сквозь, между или через все, от солнечных вспышек и солнечных бурь до надоедливых планет, которые могут оказаться на пути передачи данных, без потери информации.

Как говорит Винт Серф, один из основателей нашего земного Интернета и пионер межзвездного, система DTN преодолевает все проблемы, которыми болеет традиционный протокол TCIP/IP, когда ему нужно работать с большими расстояниями, в космических масштабах. С TCIP/IP поиск в Google на Марсе займет так много времени, что результаты изменятся, пока запрос будет обрабатываться, а на выходе информация будет частично утрачена. С DTN инженеры добавили что-то совершенно новенькое — возможность назначать различные доменные имена различным планетам и выбирать, на какой планете вы хотите осуществить поиск в Интернете.

Что насчет путешествия к планетам, с которыми мы пока не знакомы? Scientific American предполагает, что может быть способ, хотя и очень дорогой и трудоемкий, провести интернет к Альфе Центавра. Запустив серию самовоспроизводящихся зондов фон Неймана, можно создать длинную серию ретрансляционных станций, которые могут отправлять информацию по межзвездной цепи. Сигнал, рожденный в нашей системе, пройдет по зондам и достигнет Альфы Центавра, и наоборот. Правда, потребуется много зондов, на строительство и запуск которых уйдут миллиарды. Да и вообще, учитывая то, что самому дальнему зонду придется преодолевать свой путь тысячи лет, можно предположить, что за это время изменятся не только технологии, но и общая стоимость мероприятия. Не будем спешить.

Эмбриональная колонизация космоса

Одна из крупнейших проблем межзвездных путешествий — и колонизации в целом — заключается в количестве времени, которое необходимо, чтобы куда-нибудь добраться, даже имея в рукаве какие-нибудь варп-двигатели. Сама задача доставить группу поселенцев в пункт назначения порождает массу проблем, поэтому рождаются предложения отправить не группу колонистов с полностью укомплектованным экипажем, а скорее корабль, набитый эмбрионами — семенами будущего человечества. Как только корабль достигает нужного расстояния до пункта назначения, замороженные эмбрионы начинают расти. Потом из них выходят дети, которые растут на корабле, и когда они наконец достигают пункта назначения, у них имеются все способности зачать новую цивилизацию.

Очевидно, все это, в свою очередь, поднимает огромный ворох вопросов, вроде того, кто и как будет осуществлять взращивание эмбрионов. Роботы могли бы воспитать людей, но какими будут люди, которых вырастили роботы? Смогут ли роботы понять, что нужно ребенку, чтобы расти и процветать? Смогут ли понять наказания и поощрения, человеческие эмоции? Да и вообще, еще предстоит выяснить, как сохранять замороженные эмбрионы в целости сотни лет и как выращивать их в искусственной среде.

Одним из предложенных решений, которое может решить проблемы робота-няньки, может стать создание комбинации из корабля с эмбрионами и корабля с анабиозом, в котором спять взрослые, готовые проснуться, когда им придется растить детей. Череда лет воспитания детей вместе с возвращением к состоянию спячки может, в теории, привести к стабильной популяции. Тщательно созданная партия эмбрионов может обеспечить генетическое разнообразие, которое позволит поддерживать популяцию в более-менее устойчивом состоянии после установления колонии. В корабль с эмбрионами можно включить также дополнительную партию, которая позволит в дальнейшем еще больше разнообразить генетический фонд.

Зонды фон Неймана

Все, что мы строим и отправляем в космос, неизбежно сталкивается с собственными проблемами, и сделать что-то, что проедет миллионы километров и не сгорит, не развалится и не угаснет, кажется совершенно невозможной задачей. Впрочем, решение этой задачи, возможно, было найдено десятки лет назад. В 1940-х годах физик Джон фон Нейман предложил механическую технологию, которая будет воспроизводиться, и хотя к межзвездным путешествиям его идея не имела никакого отношения, все неизбежно к этому пришло. В результате зонды фон Неймана можно было бы использовать, в теории, для исследования огромных межзвездных территорий. По мнению некоторых исследователей, идея о том, что все это пришло нам в голову первым, не только помпезна, но и маловероятна.

Ученые из Университета Эдинбурга опубликовали работу в International Journal of Astrobiology, в которой исследовали не только возможность создания такой технологии для собственных нужд, но и вероятность того, что кто-то уже это сделал. Основываясь на предыдущих расчетах, которые показывали, насколько далеко может забраться аппарат, используя разные способы передвижения, ученые изучили, как это уравнение изменится, если его применить к самовоспроизводящимся аппаратам и зондам.

Расчеты ученых строились вокруг самовоспроизводящихся зондов, которые могли бы использовать мусор и другие материалы космоса для строительства младших зондов. Родительские и дочерние зонды умножались бы так быстро, что покрыли бы всю галактику всего за 10 миллионов лет — и это при условии, если бы они двигались на 10% скорости света. Впрочем, это означало бы, что в определенный момент нас должны были посещать какие-нибудь подобные зонды. Поскольку мы их не видели, можно подобрать удобное объяснение: либо мы недостаточно технологически развиты, чтобы знать, где искать, либо мы действительно одиноки в галактике.

Рогатка с черной дырой

Идея использования гравитации планеты или луны для выстрела, как из рогатки, бралась на вооружение в нашей Солнечной системе не раз и не два, прежде всего «Вояджером-2», который получил дополнительный толчок сначала от Сатурна, а потом от Урана на пути из системы. Идея предполагает маневрирование корабля, которое позволит ему увеличить (или уменьшить) скорость по мере движения через гравитационное поле планеты. Особенно эту идею любят писатели-фантасты.

Писатель Кип Торн выдвинул идею: такой маневр может помочь аппарату решить одну из крупнейших проблем межзвездных путешествий — потребление топлива. И предложил более рискованный маневр: разгон с помощью бинарных черных дыр. Минутное сжигание топлива понадобится, чтобы пройти критическую орбиту от одной черной дыры к другой. Проделав несколько оборотов вокруг черных дыр, аппарат наберет скорость, близкую к световой. Останется только хорошо прицелиться и активировать ракетную тягу, чтобы проложить себе курс к звездам.

Маловероятно? Да. Удивительно? Определенно. Торн подчеркивает, что есть множество проблем у такой идеи, например, точные расчеты траекторий и времени, которые не позволят отправить аппарат прямо в ближайшую планету, звезду или другое тело. Также возникают вопросы о возвращении домой, но если уж вы решитесь на такой маневр, возвращаться вы точно не планируете.

Прецедент для такой идеи уже образовался. В 2000 году астрономы обнаружили 13 сверхновых, летящих по галактике с невероятной скоростью в 9 миллионов километров в час. Ученые Университета Иллинойса в Урбана-Шампань выяснили, что эти своенравные звезды были выброшены из галактики парой черных дыр, которые оказались замкнуты в пару в процессе разрушения и слияния двух отдельных галактик.

Проект Starseed Launcher

Когда дело доходит до запуска даже самовоспроизводящихся зондов, возникает проблема потребления топлива. Это не останавливает людей от поиска новых идей того, как запускать зонды на межзвездные расстояния. Этот процесс потребовал бы мегатонны энергии, используй мы технологии, которые у нас имеются сегодня.

Форрест Бишоп из Института атомной инженерии заявил, что создал метод запуска межзвездных зондов, который потребует количества энергии, примерно эквивалентной энергии автомобильной батареи. Теоретический Starseed Launcher будет примерно 1000 километров в длину и состоять в основном из проволоки и проводов. Несмотря на свою длину, вся эта штуковина могла бы уместиться в одном грузовом судне и зарядиться от 10-вольтовой батарейки.

Часть плана включает запуск зондов, которые немногим больше микрограмма по массе и содержат лишь основную информацию, необходимую для дальнейшего строительства зондов в космосе. За ряд запусков можно запустить миллиарды таких зондов. Основная суть плана в том, что самовоспроизводящиеся зонды смогут объединиться друг с другом после запуска. Сам пусковой механизм будет оборудован сверхпроводящими катушками магнитной левитации, создающими обратную силу, обеспечивающую тягу. Бишоп говорит, что некоторые детали плана требуют проработки, вроде противодействия зондами межзвездной радиации и мусора, но в целом можно начинать строить.

Особые растения для космической жизни

Как только мы куда-нибудь соберемся, нам понадобятся способы выращивания еды и регенерации кислорода. Физик Фримен Дайсон предложил несколько интересных идей на тему того, как это можно было бы осуществить.

В 1972 году Дайсон читал свою знаменитую лекцию в лондонском колледже Биркбек. Тогда же он предположил, что с помощью некоторых генетических манипуляций можно было бы создать деревья, которые смогут не только расти, но и процветать на неприветливой поверхности, кометы, к примеру. Перепрограммируйте дерево отражать ультрафиолетовый свет и эффективнее сохранять воду, и дерево не только пустит корни и будет расти, но и достигнет немыслимых по земным меркам размеров. В одном из интервью Дайсон предположил, что в будущем, возможно, появятся черные деревья, как в космосе, так и на Земле. Деревья на основе кремния были бы более эффективны, а эффективность — это ключ к продолжительному существованию. Дайсон подчеркивает, что этот процесс будет не минутным — возможно, лет через двести мы наконец выясним, как заставить деревья расти в космосе.

Идея Дайсона не так уж и нелепа. Институт передовых концепций NASA — это целый отдел, задача которого решать проблемы будущего, и среди них задача выращивать стабильные растения на поверхности Марса. Даже тепличные растения на Марсе будут расти в чрезвычайных условиях, и ученые перебирают разные варианты, пытаясь совместить растения с экстремофилами, крошечными микроскопическими организмами, которые выживают в самых жестоких условиях на Земле. От высокогорных томатов, которые обладают встроенным сопротивлением к ультрафиолетовому свету, к бактериям, которые выживают в самых холодных, горячих и глубоких уголках земного шара, мы, возможно, однажды соберем по частям марсианский сад. Осталось только выяснить, как собрать все эти кирпичики вместе.

Людям, живущим на корабле в течение длительного периода, понадобится система жизнеобеспечения. Им нужно будет есть, пить, дышать, мочиться, испражняться, мыться и спать. Многое из этого уже можно делать в космосе с текущими технологиями. Но в случае длительных поездок количество воды и еды станет слишком большим, чтобы его можно было взять с собой. Самым разумным решением было бы взять на корабль самоподдерживаемую экосистему. Растения производят воздух, успешно съедаются и потребляют человеческие отходы. Любая экосистема достаточно неэффективна, но сможет продлить время поддержания жизни до прибытия в пункт назначения.

Оборудование корабля будет серьезно повреждено газами, которые будут обращаться, однако это можно было бы решить путем создания умных материалов. Тщательно изучаются водоросли, поскольку они обладают огромным потенциалом в поддержании экосистем. Но и у них есть проблемы — если питаться водорослями в огромных количествах, можно серьезно отравиться. И опять же — генетическая модификация может решить и этот вопрос.

Проект Longshot

Проект Longshot был составлен группой Военно-морской академии США и NASA в рамках совместной работы в конце 1980-х. Конечная цель плана заключалась в запуске кое-чего на рубеже 21 века, а именно беспилотного зонда, который отправится к Альфе Центавра. Ему потребовалось бы 100 лет, чтобы достичь своей цели. Но прежде чем он будет запущен, ему потребуются некоторые ключевые компоненты, которые тоже предстоит разработать.

Помимо коммуникационных лазеров, долговечных реакторов ядерного деления и ракетного двигателя на инерционном лазерном синтезе, были и другие элементы. Зонд должен был получить независимое мышление и функции, поскольку было бы практически невозможно поддерживать связь на межзвездных расстояниях достаточно быстро, чтобы информация оставалась релевантной по достижении пункта приема. Также все должно было быть невероятно прочным, поскольку зонд достигнет пункта назначения через 100 лет.

Longshot собирались отправить к Альфе Центавра с разными задачами. В основном он должен был собрать астрономические данные, которые позволили бы точно рассчитать расстояния до миллиардов, если не триллионов, других звезд. Но если ядерный реактор, питающий аппарат, иссякнет, миссия тоже остановится. Longshot был весьма амбициозным планом, который так и не сдвинулся с мертвой точки.

Но это не значит, что идея умерла в зародыше. В 2013 году проект Longshot II буквально оторвался от земли в виде студенческого проекта Icarus Interstellar. С момента появления оригинальной программы Longshot прошли десятилетия технологических достижений, их можно применить к новой версии, и программа в целом получила капитальный ремонт. Были пересмотрены затраты на топливо, срок миссии был урезан вдвое и весь дизайн Longshot был пересмотрен от головы до пят.

Окончательный проект станет интересным показателем того, как нерешаемая проблема меняется с добавлением новых технологий и информации. Законы физики остаются прежними, но 25 лет спустя у Longshot появилась возможность обрести второе дыхание и показать нам, каким должно быть межзвездное путешествие будущего.

Быстрее света

В основу многих космических путешествий в научной фантастике ложится перемещение быстрее скорости света. В реальности же физика препятствует такой возможности. И нет никаких возможностей обойти это фундаментальное ограничение. Даже путешествие с близкой к световой скоростью сталкивается с разного рода интересными релятивистскими проблемами, связанными с массой и энергией. Наша единственная возможность заключается в использовании порталов — червоточин.

Червоточину нужно тщательно контролировать, что в данный момент находится за пределами наших возможностей, и нам нужно как-нибудь создать вторую червоточину в пункте назначения. Необходимость отправить кого-то на тот конец для создания червоточины — не лучший повод для первого межзвездного путешествия. К тому же физические эффекты при путешествии сквозь постоянную или временную червоточину могут привести к уничтожению любой материи. Вы вполне можете добраться до пункта назначения в виде плазмы.

Телепортация

Классическая телепортация подразумевает наличие человека, который активирует устройство и исчезает с тем, чтобы появиться в пункте назначения. Однако в реальности телепортация работает куда сложнее, чем показано в фильмах. Даже если допустить возможность такого принципа, вдумайтесь: человек разбирается на атомы в машине для телепортации, физически переносится в пункт назначения и собирается заново. Одна только сборка требует наличия невероятных машин в пункте назначения, да и элементарные физические законы не дадут нам с точностью манипулировать материей на таком гигантском расстоянии — вплоть до другой звезды.

Подобная телепортация будет возможна только в те места, где мы уже были. Сборка атомов нам пока недоступна, но вполне возможна. Нужно просто отправить атомы к другой звезде, и это можно сделать со скоростью света — явно быстрее, чем отправлять тело, но все равно займет годы. Другой вариант — собрать на том конце точную копию человека, а предыдущего уничтожить. Но такой вариант едва ли кого устроит.

Корабль-колония

Если путешествие быстрее скорости света невозможно, мы можем построить корабли поколений. Свет достигает ближайшей к нам звезды за четыре года, но тяжелому объекту понадобится намного больше времени. До большинства звезд придется лететь минимум сотни лет. На кораблях поколений население может рождаться и умирать, пока, много лет спустя, не достигнет пункта назначения. Но у таких кораблей есть ряд проблем.

Потомки элементарно могут забыть об изначальной цели миссии, поскольку она превратится в легенду за сотни лет. Разумная компьютерная система могла бы обучать людей, рождающихся на корабле, чтобы избежать подобного провала, но все равно — весьма трудно предугадать, что случится за то время, пока поколение сменится другим поколением. Если с кораблем что-нибудь случится, едва ли поколение, забывшее тонкости инженерного ремесла за долгие годы, сможет чем-либо помочь.

Материнский корабль

Чтобы устранить максимум неопределенностей в кораблях поколений, можно использовать корабли яйцеклеток. Они будут везти замороженные оплодотворенные человеческие яйцеклетки, которые будут выращены и воспитаны тщательно продуманными машинами, а те выступят их матками, родителями и педагогами. Яйцеклетки можно превратить в людей по достижении далекой звезды или планеты, а компьютеры научат будущих завоевателей космоса всему, что нужно знать.

Проектирование таких машин может быть невозможно на данный момент, но в будущем — почему бы и нет? В любом случае, как и корабль поколения, корабль яйцеклеток не сможет помочь человеку, который хочет отправиться на поиски новых звезд. А искусственно выращенным людям может не понравиться их миссия или они вовсе могут родиться без жажды к путешествиям.

Вечная жизнь

Альтернативой кораблю поколений может стать генетическая модификация людей, которые смогут жить в течение сотен или тысяч лет и совершить путешествие в ходе своей жизни. Все вопросы жизни в космосе были бы исчерпаны. Долголетие и бессмертие тщательно изучаются наукой, однако самым большим препятствием в этих вопросах остаются теломеры — концевые участки хромосом, которые становятся короче каждый раз, когда ваши клетки делятся. В конце концов длина теломеров будет съедена напрочь, а клетки начнут повреждать свою собственную жизнеспособную ДНК по мере деления.

Это означает, что в саму ДНК заложено количество делений клеток, которое может произойти. Клетки делятся, чтобы заменить старые или поврежденные клетки вроде ресниц, или кожи, или участков желудка (вы же знаете о высоком уровне кислотности в желудке). Казалось бы, ответ прост: нужно хранить длину теломеров. Но дело в том, что единственные взрослые клетки, способные это делать, канцерогены.

Анабиоз

Раз долголетие и новое поколение не стали ответом на важный вопрос, может помочь анабиоз. Во многих фильмах и книгах людей удерживали в состоянии сна, чтобы доставить на длительное расстояние. В таком состоянии люди не стареют, или же стареют очень медленно, это такой своеобразный «режим сна». К сожалению, теломеры и тут представляют проблему.

Наши тела всегда содержат небольшое число радиоактивных элементов. Они излучают небольшие порции радиации, которая безвредна для нас, поскольку новые клетки постоянно заменяют поврежденные. Если человек не стареет во время анабиоза, его теломеры не уменьшаются, а клетки не делятся. Любые радиоактивные элементы в таком состоянии будут наносить постоянный вред телу, что в конечном итоге приведет к смерти. Даже медленное старение не спасет от радиации в течение длительных периодов времени. Нужно, чтобы клетки делились в обычном темпе.

Движение

Даже если человеческие проблемы путешествия к другим звездам будут решены, останутся проблемы движения. Обычные системы включают сжигание топлива или реактивной массы, но чтобы добраться до другой звезды, понадобятся невероятные запасы топлива, что крайне неэффективно. Как решение — можно набирать топливо по пути.

В космосе между звезд нет обычных астероидов или планет, на которые можно сесть и добыть топлива. К счастью, космос — это далеко не вакуум, в нем есть множество рассеянных крошечных атомов, преимущественно водорода. Если двигаться с большой скоростью, эти атомы можно собрать и использовать как топливо в реакциях вроде синтеза (разумеется, если мы доберемся до него). Чтобы собрать водород, нужен мощный «совок», по предварительным расчетам в 2000 квадратных километров площадью. Такой размер существенно увеличит сопротивление корабля и снизит скорость до обычной ракеты. Подобная система будет крайне неэффективной и нежизнеспособной. Но ее рассматривали.

Повреждения

Ближайшая к нам звезда — это Альфа Центавра. Она находится в четырех световых годах от Земли. Если добираться к ней на обычном автомобиле со скоростью 60 км/ч, понадобится 72 миллиона лет. Даже если допустить, что такой автомобиль будет создан, за этот срок истекут все мыслимые периоды распада и естественного износа, не говоря уж о почти нулевой вероятности прибытия спустя такое длительное время. Нужна скорость, даже если она будет ограничена скоростью света. Из-за крошечных атомов, разбросанных по всему космосу, любое судно на большой скорости будет бомбардироваться ими с такой силой, что они пробьют даже самую прочную сталь.

Есть два варианта: люди или машины будут постоянно латать дыры и чинить повреждения, а значит понадобится огромное количество материалов для ремонта, которые придется везти с собой, либо корабль будет сделан из эластичных материалов, которые будут чинить себя самостоятельно. Именно такие материалы сейчас и разрабатываются в космических агентствах. Плохая новость заключается в том, что ученые не верят в возможность существования таких материалов.

Гравитация

Строение нашего тела серьезно зависит от гравитации. Когда люди не живут в условиях обычной земной гравитации, их организмы начинают страдать. Спустя несколько недель или месяцев кости становятся ломкими, мышцы — слабыми, а долгосрочные последствия вообще фатальны. Люди могут бороться с такими последствиями путем различных упражнений и диет, но спустя несколько лет или десятилетий в космосе человеческое тело будет необратимо повреждено. Даже в течение относительно коротких полетов ужасно ухудшается зрение. Именно эту проблему, кстати, хочет решить NASA, прежде чем отправлять людей на Марс.

Вместо того, чтобы жить в невесомости, можно создать искусственную гравитацию путем вращения космического объекта. К сожалению, на это потребуется огромное количество энергии и топлива, а само вращение неизбежно будет вызывать тошноту — в краткосрочные периоды. Что будет в долгосрочные периоды — пока неизвестно, не изучалось.

Звезды над нами настолько красивы, что люди даже строили целые мифологии на их основе. Они действительно зрелищны, и теперь, когда мы добрались до Луны и скоро доберемся до Марса, нашим естественным стремлением будет путь к звездам. Такое путешествие легло в основу бесчисленных историй научной фантастики и фильмов. Человечеству предстоит решить многочисленные вопросы и задачи чтобы эти путешествия осуществились...

Зарегестрируйтесь, чтобы оставить комментарий!