В фильме показаны последние десять дней жизни Гитлера, начиная с его 56-го дня рождения 20 апреля и заканчивая самоубийством 30 апреля 1945-го года. Высший офицерский состав Третьего рейха перебрался в личный бункер Гитлера. Генералы напиваются до полной отключки. Сам Гитлер все еще тешит себя иллюзиями, что ход войны можно переломить, и ждет наступления армий, которые давно уничтожены.

Оливер Хиршбигель снял практически документальный фильм о двух неделях, остававшихся до подписания полной и безоговорочной капитуляции Германии, – какими они были для тех, кто заперся в бункере Гитлера, верхушки Рейха. В этом ему очень помогли воспоминания личной стенографистки Гитлера, чудом оставшейся в живых и умершей лишь в 2002 году.

Благодаря ее свидетельствам, жизнь бункера показана Хиршбигелем очень живо, и сомнений в том, что так все и было, не вызывает. Множество персонажей – от помощников Гитлера в бункере до солдат и гражданских, погибающих на улицах города во время штурма Берлина русской армией – помогают понять и показать тот хаос, который царил в стране в последние дни войны.

Информация о фильме

Название: Бункер
Оригинальное название: Der Untergang
Год выхода: 2004
Жанр: драма, военный, биография
Режиссер: Оливер Хиршбигель | Oliver Hirschbiegel
В ролях: Бруно Ганц (Adolf Hitler), Александра Мария Лара (Traudl Junge), Коринна Харфух (Magda Goebbels), Ульрих Маттес (Joseph Goebbels), Юлиане Кёлер (Eva Braun), Хайно Ферх (Albert Speer), Кристиан Беркель (Prof. Dr. Ernst-Günter Schenck), Маттиас Хабих (Prof. Dr. Werner Haase), Томас Кречманн (SS-Gruppenführer Hermann Fegelein), Михаэль Мендль (General der Artillerie Helmuth Weidling), Андре Хеннике (SS-Brigadeführer Wilhelm Mohnke), Ульрих Нётен (Reichsführer SS Heinrich Himmler), Игорь Сергеев (Russischer Soldat), Всеволод Цурило (Russischer Adjutant)
Продолжительность: 02:35:11

Интересные факты

 – Съемочный период: 12 августа – 15 ноября 2003.

 – Необычный акцент Гитлера актер Бруно Ганц осваивал с помощью молодого коллеги, выходца из тех краев, где родился фюрер.

 – Готовясь к роли, Ганц также общался с пациентами швейцарского госпиталя, страдающими болезнью Паркинсона.

 – На главную роль Бруно Ганца выбрали Оливер Хиршбигель и сценарист и продюсер фильма Бернд Айхингер. Они вместе составляли списки подходящих актеров. Имя Ганца оказалось и в блокноте Хиршбигеля, и блокноте Айхингера.

 – Поначалу Ганц отказывался играть Гитлера. Но после просмотра фильма Георга Вильгельма Пабста «Последний акт» (1955), где фюрера играл Альбин Шкода, Ганц решил, что эта роль может обладать определенной драматической глубиной, и согласился.

 – Речь Гитлера в его обращениях к массам отличалась от его речи в обыденной жизни. При подготовке к роли Бруно Ганц использовал разные записи с голосом Гитлера. Его нормальная речь была зафиксирована с маршалом финской нацистской партии Густафом Маннерхеймом, которой он прибыл поздравить с 75-летием 4 июня 1942 года.

 – Режиссер о Бруно Ганце: «Я когда-то работал как художник, поэтому попросил достать мне большие черно-белые фотографии Бруно и занялся тем, что пририсовал ему челку, усы, мешки под глазами, ямочку на подбородке… Сходство было поразительным, это почти пугало. И потом, когда у нас были пробы, мы не делали сцен с диалогами, а просто загримировали Бруно, надели на него мундир и записали на видео, как он двигается, как стоит… Когда я показал ему записи этих проб, он тоже был шокирован сходством».

 – Ряд уличных сцен были сняты в Санкт-Петербурге. По словам режиссера, «в Санкт-Петербурге улицы больше всего напоминают Берлин того времени – по архитектуре, по тому, как стоят дома».

 – Режиссер о главном герое: «Нашей задачей было выйти за рамки традиции, в соответствии с которой Гитлера изображали как мультипликационного персонажа, в карикатурном, утрированном виде. Гитлер представал как чудовище, некий бесчеловечный монстр, поставленный над Германией каким-то злым волшебником. Чудовищность как раз заключается в том, что и Гитлер, и его подчиненные были обычными людьми.

Вторую мировую войну развязали обычные люди, и от этого факта никуда не деться. И для того чтобы отдать дань уважения жертвам этой войны, мы не должны изображать Гитлера как безумного маньяка. Для своего времени он был одаренным политиком, умным, разбирающимся в тактике и стратегии. Он обладал определенным очарованием для своих сограждан и умел соблазнять людей, склонять их к тем поступкам и мыслям, которые были выгодны для него. Мы постарались сделать его портрет настолько объемным, насколько это возможно, но я не думаю, что у кого-то этот персонаж может вызвать сочувствие: достаточно послушать всю ту чушь, которую он произносит на экране».

 – В фильме приняла участие реальная Траудль Юнге, секретарь Адольфа Гитлера, мемуары которой стали частичной основой фильма. Мемуары Юнге записала писательница Мелисса Мюллер. Траудль скончалась в возрасте 81 года, за несколько часов до премьеры «Бункера» на Берлинском МКФ.

Ваш комментарий


Защитный код
Обновить